Как было подтверждено ВС РФ недобросовестное поведение банкрота исключает освобождение от долгов в процедуре банкротства.
Своим Определением от 25.01.2018 N 310-ЭС17-14013 по делу N А48-7405/2015 ВС РФ отменил постановление суда кассационной инстанции и оставил в силе постановления судов первой и апелляционной инстанций которыми в ходе процедуры банкротства к банкроту не было применено правило об освобождении от долгов.
При этом ВС РФ указал, что в силу того, что правило об освобождении от долгов ущемляет интересы кредиторов и направлено на социальную реабилитацию гражданина банкрота, которая позволит ему заново выстроить экономические отношения с контрагентами, к должнику предъявляются повышенные требования добросовестности.
В указанном деле, хотя сумма сокрытых должником в ходе процедуры банкротства доходов была невелика, суд не счел это нарушение малозначительным на том основании, что оно характеризует добросовестность должника-банкрота.
Как указал ВС РФ гражданин, признанный банкротом, для освобождения от исполнения обязательств должен действовать добросовестно, честно сотрудничать с кредиторами и финансовым управляющим, открыто взаимодействать с судом.
Необходимо отметить, что кассационный суд (постановление которого было отменено ВС РФ), применив к должнику правило об освобождении от обязательств указал, что судами первой и апелляционной инстанций не проверены доводы о совершении банкротом при получении кредита умышленных действий, направленных на введение кредитной организации в заблуждение относительно действительной цели получения заемных средств, и о представлении им фиктивных документов.
Таким образом, очевидно, что суды идут по пути увеличения требований добросовестности должника необходимой для получения освобождения от долгов, как при их возникновении, так и в процессе банкротства должника.