Сотрудник правоохранительного органа может понести ответственность даже в случае безукоризненного выполнения Регламента, если следствием этого явились несоразмерные последствия…

37605
22 октября 2015г. Зарегистрирован в Минюсте РФ (Регистрационный N 39426) Приказ Федеральной миграционной службы и МВД России от 31 июля 2015 г. N 367/807 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников».

Приказ подробно определяет объекты (лица), в отношении которых проводятся проверки, права и обязанности проверяющих и проверяемых, виды проверок, порядок возбуждения и проведения проверок.

В первую очередь необходимо обратить внимание на пп.12 п.10 Регламента в соответствии с которым на правоохранительные органы возлагается обязанность «учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц». Данный пункт Регламента подразумевает для работников правоохранительных органов не бездумное следование Регламенту, а осмысленное применение полномочий с точки зрения возможных последствий их применения. Таким образом, сотрудник правоохранительного органа может понести ответственность даже в случае безукоризненного выполнения Регламента, если следствием этого явились несоразмерные последствия.

Коллегия адвокатов считает, что п.10 Регламента содержит полный перечень обязанностей, проверяющих необходимых для защиты проверяемых то незаконных действий должностных лиц. Например, обязанности не препятствовать проверяемому присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения в ходе проверки, знакомить проверяемых со всеми документами, относящимися к проверке.

Регламент предоставляет проверяющим лицам право осуществлять проверки жилых помещений только в том случае если в этом помещении принимающей стороной осуществлена постановка иностранного гражданина по пребывания, либо жительства (пп.2 п.9, пп.2 п.35 Регламента). А пп.1 п.35 Регламента предусматривает, что выездная проверка может быть осуществлена по месту пребывания (проживания) иностранных граждан. При этом п.11 Регламента не предусматривает право проверяющих посещать жилые помещения (пп.4 п.11 Регламента). Таким образом, налицо несостыковка полномочий проверяющих органов в отношении проверяемых жилых помещений.

Для соседей, страдающих от незаконно проживающих иностранных граждан, полезна будет информация о том, что в соответствии с п.39.5 Регламента обращения и заявления граждан являются основаниями для принятия решения о проведении проверки.

Адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Егоров С.В.