Коллегия адвокатов считает, что с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П (далее Постановление) в правовой системе нашей страны произошёл переворот, направленный на восстановления правового суверенитета.
С момента принятия Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» наша страна находилась под юрисдикцией Европейского суда по правам человека. ЕСПЧ по сути являлся высшим судебным органом в который обращались граждане в случае исчерпания правовых способов отстаивания своих конвенциональных прав в том числе и в Конституционном суде России. Суды должны были пересматривать свои решения при наличии состоявшегося решения ЕСПЧ.
При этом судебно-процессуальное законодательство России унифицировалось под европейскую систему. Так процессуальная система, имеющаяся в ГПК РФ, уже давно не направлена ни на получение справедливых судебных решений, не на формирование единой судебной практики. – Приоритет отдан конкуренции в сфере судопроизводства и «стабильности» судебных решений.
В настоящее время международные договора России, являются частью правовой системы России, и стоят над законами Российской Федерации (ч.3 ст.15 Конституции РФ). Положения международных договоров не могут быть проверены на соответствие Конституции РФ Конституционным судом РФ. Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 июля 2013 года № 1055-О, проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу. В соответствии с ст. 125 (пункт «г» части 2) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих ее положений подпункта «г» пункта 1 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации вправе разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации лишь не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Таким образом ЕСПЧ контролировал судебную систему России в сфере нарушений прав и свобод, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. С принятием Постановления от 14 июля 2015г ЕСПЧ будет рассматриваться как субсидиарный орган, оказывающий помощь нашей судебной системе. При этом Конституционный суд по запросам судов и органов государственной власти будет проверять конституционность решений ЕСПЧ. В Постановлении указано на возможность принятия закона, регламентирующего процедуру по проверки решений ЕСПЧ.
Таким образом ситуация кардинально меняется. – Конституционный суд поставил под сомнение правильность толкования ЕСПЧ международных договоров, в том числе Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Если раньше система государственного управления России была подчинена решениям ЕСПЧ и находилась под его управлением, то теперь ЕСПЧ будет оказывать России «услугу» по совершенствованию нашей законодательной системы, реализации закрепленного в статье 2 Конституции Российской Федерации фундаментального положения о правах и свободах человека как высшей ценности в демократическом правовом государстве, а Конституционный суд будет контролировать действие ЕСПЧ. — Не Россия для Европы, а Европа для России.
Такое положение вещей целиком отвечает принципу суверенности Российской федерации. В соответствии с ч.1 ст.4 Конституции РФ «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию».
Правовая основа действия международных договоров на территории России закреплена в ч.3 ст.15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В соответствии ст. 79 Конституции России «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».
При этом в соответствии с ч.1 ст. 15 «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Действие Постановлений ЕСПЧ на территории России обуславливается ст.1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» в соответствии с которой «Российская Федерация в соответствии со статьей 46 данной Конвенции признала ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации».
Коллегия адвокатов считает недопустимым использование иностранных слов в текстах законов и постановлений судебных органов особенно без расшифровки значения, как, например, был применён термин «ipso facto» в указанном выше законе.
Коллегия адвокатов полагает, что в Постановлении Конституционный суд наряду с утверждением правового суверенитета России разъяснил что означает термин «ipso facto».
Санкт-Петербургская коллегия адвокатов, адвокаты Егоров С.В., Сопилов А.Н.