В Ломоносовском районном суде Ленинградской области рассматривается дело по заявлению адвоката Кривонос Ольги Сергеевны поданного в интересах Бояршинова Юлия Николаевича об обжаловании условий содержания под стражей в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Горелово).
Особенностью дела является то, что представители СИЗО-6 (Горелово) отрицают нарушение условий содержания Бояршинова Ю.Н. несмотря на то, что прокуратура признала перенаселенность камеры. Прокуратурой установлено, что санитарная площадь на одно лицо в нарушение ст. 23 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при проверке составляла 3,5 кв.м. вместо 4 кв.м.
При этом количество спальных мест в камере №1/2 составляет 116 при площади камеры 270,5 кв.м. (камера 1/2 представляет из себя барак с двухярусными кроватями), следовательно, при полной заполненности камеры на одного человека будет приходится уже 2.33 кв.м.
Со слов Бояршинова Ю.Н. известно, что камера критически перенаселена людьми: в марте 2018 г. в ней содержалось 150 человек, в мае 2018 г. 115 человек, на 26.06.2018 г. – 138 человек. При заселении в камеру, в связи с нехваткой спальных мест, Бояршинов Ю.Н. вынужден был спать на полу в течение недели. На момент подачи заявления он был вынужден спать втроем на одной сдвоенной кровати верхнего яруса.
Общественная наблюдательная комиссия Ленинградской области (ОНК ЛО) после посещения камеры № 1/2 отметила, что на одного человека приходится около 2 кв.м. санитарной площади (Акт посещения СИЗО-6 от 16.04.2018 г.).
В заявлении об обязании устранить нарушение законодательства о содержании под стражей указано, что в камере отсутствует горячая вода, количество тазов для гигиенических целей ничтожно мало (имеется 8 штук). Нарушение бытовых условий, с учетом попарного соединения спальных мест, приводит к распространенности кожных заболеваний у подследственных. К нарушениям материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых относится низкое число посадочных мест за столом камеры, отсутствие шкафа для одежды и продуктов. Камера № 1/2 оборудована вешалкой для верхней одежды, однако, количество крючков составляет всего 15 штук.
Представители СИЗО-6 (Горелово) утверждают что ими выполнены все требования к оборудованию камер предусмотренные п.42 Приказа Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно исполнительной системы», в том числе камера оборудована: в том числе шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; урной для мусора; напольной чашей (унитазом), умывальником.
Очевидно что, количество указанного оборудования явно не соответствует количеству спальных мест в камере. Особенно циничными выглядят утверждения представителей СИЗО-6 (Горелово) о «формальной» обеспеченности камеры необходимым оборудованием.
Со слов Бояршинова Ю.Н. известно что к столу для принятия пищи, к объектам гигиены формируется постоянная очередь.
Бытовые условия камеры № 1/2 ФКУ СИЗО-6 приводят к тому, что содержащиеся под стражей ежедневно подвергается унижающему человеческое достоинство обращению, такие условия содержания по нашему мнению являются пыточными, что противоречит требованиям ст. 22 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г. и ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 04.11.1950 г. и ратифицированной ФЗ от 30.03.1998 № 54-ФЗ.
Адвокаты Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Союз адвокатов Санкт-Петербурга» Кривонос Ольга Сергеевна, Егоров Сергей Викторович.