Почему в Китае чуть ли не кризисом считается ситуация, когда в экономике происходит спад экономического роста, в то время как Правительство России с удовлетворением прогнозирует о том, что спад производства, а, следовательно, и кризис если не уже остановился, то в следующем году обязательно остановиться?

С точки зрения Коллегии адвокатов Правительство Российской Федерации должно работать не в направлении борьбы с кризисом, а в направлении резкого развития экономики и предпринимательской активности России.

Тем временем в нашей стране декларируется мораторий на увеличение налоговой нагрузки. Вопрос о снижении налоговой нагрузки на повестке дня принципиально не стоит. И в целом это соответствует основному посылу бизнеса к государству «НЕ МЕШАЙТЕ».

В правовых базах появился документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». К сожалению документ не содержит реквизитов, позволяющих определить автора документа. Можно предполагать, что документ одобрен Правительством России.

В соответствии с Направлениями налоговой политики «в течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику».

Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов описаны в разделе III Направлений.

В целом Направления охватывают широкий спектр вопросов по недопущению увеличению налоговой нагрузки, и даже снижению налоговой нагрузки для избранных инвестиционных проектов, что на наш взгляд выглядит не совсем законным, с точки зрения равноправия субъектов предпринимательской деятельности. А механизм отбора инвестиционных проектов для снижения налога может привести к взаимному влиянию органов госвласти с крупным бизнесом. Именно такой путь развития в настоящее время выбирается (признается) государством. Коллегия адвокатов старается не придавать этому выводу негативного оттенка, поскольку в такой путь развития должен вести к укреплению вертикали власти.

Так вот таким субъектам предпринимательской деятельности субъекту Российской Федерации будет предоставлено право по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, и также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет.

В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается внести следующие изменения: расширить перечень видов деятельности патентной системы налогообложения; распространить право на применение 2-летних «налоговых каникул» на деятельность в сфере бытовых услуг; предоставить субъектам Российской Федерации право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента; предоставить право представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов. – Данные инициативы по снижению ставок налога для «упрощенки» выглядят сомнительными на фоне расширения патентной системы, так как плательщик патентов, обязан уплачивать патент, и не вправе уплачивать указанные налоги.

Таким образом и в случае с субъектами малого предпринимательства политика снижения налоговой нагрузке отдается на откуп органам власти субъекта Российской федерации и за их счет.

В соответствии с Направлениями предусмотрено введение интересного механизма регистрации самозанятых лиц, которые не будут являться регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Предполагается, что эти лица будут уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу «одного окна». Такой механизм возможно не только упростит ведение предпринимательской деятельности лицами, которые не имеют наемных рабочих, но и будет способствовать легализации большого пласта теневой экономики.

Налогообложению физических лиц в Направлениях не уделено почти никакого внимания, что свидетельствует, о том, что политика постепенного увеличения налоговой нагрузки на физических лиц будет продолжать действовать.

Определенное место в Направлениях уделено администрированию сбора НДС и акцизов. Ставки акцизов на автомобильный бензин в 2016г. возрастут – 7530р/т (сейчас 7300), а в 2017 понизятся – 5830 р/т, в 20018 предполагается 6122 р/т. Аналогичная тенденция по дизтопливу.

Важной инициативой является предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля) с целью получения налогоплательщиком информации о налоговых последствиях будущей сделки. Подобное разъяснение и сейчас можно получить в налоговой инспекции, однако его обязательность для сторон налоговых правоотношений сомнительна. Между тем этот вопрос в силу оптимизации налогообложения как возможной цели сделки является немаловажным. Государство не раз доказывало, что оптимизация налогов в может вызвать последствие для бизнесмена вплоть до уголовных. Так и в Направлениях указано, что   законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит механизма противодействия злоупотреблению правами в целях минимизации налогов и получения необоснованной налоговой выгоды. При установлении фактов злоупотребления налогоплательщиком правами налоговые органы используют Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

В Направлениях уделено внимание прочим обязательным платежам, которые формально не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах или страховых взносах, но в силу своей обязательности формируют значительную часть совокупной нагрузки на бизнес. Предполагаются, что эти прочие платежи тоже должны подпадать под действия моратория на повышение налогов.

Коллегия адвокатов положительно оценивает документ под названием Основные направления налоговой политики с точки зрения посыла государства к определению основной составляющей существования бизнеса – сводной налоговой нагрузки на предприятия в том числе на малый бизнес и легализацию «самозанятого населения». С точки зрения мер необходимых для реального развития экономики России Коллегия адвокатов рассматривает документ явно как недостаточный.

Санкт-Петербургская коллегия адвокатов, адвокат Егоров С.В.