Представьте кассовый аппарат в трамвае СССР. Купит ли человек-невидимка билет в таком трамвае, если билеты никто и никогда не проверяет.

Ответ: может быть и купит, потому что количество брошенных в кассовый аппарат денег и оторванных билетов тоже не проверяется.

Аналогичным образом правоохранительные органы России «покупают билет на прослушку».

Европейский суд проанализировал систему получения разрешения на «прослушку» в России и указал, что в России «прослушка» правоохранительными органами телефонов и других средств связи бесконтрольна. В пользу заявителя с Российской Федерации взыскано 40 000 Евро в качестве морального вреда и юридических расходов.

8304

Большая Палата Европейского Суда по правам человека 4 декабря 2015 года единогласно вынесла постановление по делу «Роман Захаров против Российской Федерации» (Roman Zakharov v. Russia) (жалоба № 47143/06).

Дело в том, что законодательство Российской Федерации обязывает операторов мобильной связи установить техническое оборудование для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи (так называемый СОРМ-2).

Это оборудование фактически позволяет правоохранительным органам осуществлять прослушивание мобильных телефонных переговоров без предварительного судебного решения. Уведомления оператора мобильной связи о состоявшемся судебном решении не требуется. Оператор мобильной связи не обладает информацией о том, что тот или иной номер прослушивается или прослушивался.

Таким образом, несмотря на существование механизма получения правоохранительными разрешения на «прослушку» (ст. 8 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, ст.186 УПК РФ, Федеральный закон о связи от 7 июля 2003 (№ 126-ФЗ) и Приказы, Госкомсвязи Российской Федерации и его правопреемников (в частности, Приказом № 70 от 20 апреля 1999 г.), контроль соблюдения этого механизма полностью отсутствует.

ЕСПЧ указал, что «правоохранительные органы имеют с помощью технических средств прямой доступ ко всем мобильным телефонным переговорам и не обязаны предъявлять разрешение на прослушивание ни мобильным операторам, ни кому-либо еще».

Существующий запрет на регистрацию сведений о контролируемых абонентах и иных сведений, относящихся к прослушиванию мобильных телефонных переговоров, содержащийся в Приказе Госкомсвязи № 70, делает невозможным выявление случаев незаконного прослушивания.

При разбирательстве данного дела власти Российской Федерации не представили ни одного прокурорского решения, постановившего пресечь нарушение прав или принять меры к их восстановлению и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за незаконную «прослушку», не доказав, таким образом, эффективность прокурорского надзора на практике.

Санкт-Петербургская коллегия адвокатов, адвокаты Егоров С.В., Сопилов А.Н.